27 сентября на сессии "Интеллектуальный анализ данных в энергетике" в рамках международного форума "Российская энергетическая неделя - 2024" директор по цифровой трансформации Системного оператора Станислав Терентьев рассказал о планах компании по применению программных решений на основе искусственного интеллекта.
В обсуждении также принял участие директор по автоматизированным системам диспетчерского управления Системного оператора Роман Богомолов.
Станислав Терентьев отметил, что при использовании технологии ИИ нельзя исключать риск ошибки при обработке и анализе данных, что недопустимо в оперативно-диспетчерском управлении. Исходя из этого, Системный оператор внедряет цифровые решения на базе искусственного интеллекта в наименее критичных направлениях своей деятельности.
Примером такого подхода может служить опыт применения двух информационных систем "Прогнозирование выработки ВИЭ. Солнце" и "Прогнозирование выработки ВИЭ. Ветер". Использование в этих системах обучаемых нейронных сетей при работе с широкой выборкой гидрометеорологических данных помогает специалистам Системного оператора формировать предиктивную аналитику по загрузке солнечных и ветряных электростанций на разных сроках прогнозирования, что способствует повышению качества управления электроэнергетическим режимом.
В планах компании - повысить точность прогнозов за счет дальнейшего обучения нейросетей.
"Сегодня мы активно развиваем обратную связь с отечественными метеорологическими службами. Системный оператор уже довольно плотно работает с Gismeteo, а с Гидрометцентром России уже проведена стадия пилотирования, по результатам которой получены удовлетворительные данные. Также мы налаживаем сотрудничество с "Яндекс Погода" и на текущий момент обучаем наши системы прогнозирования работать с данными этого сервиса. Расширение пула метеорологических служб и развитие обратной связи позволит улучшить качество прогнозов как Системному оператору, так и партнерам компании", - сказал Станислав Терентьев.
Директор по цифровой трансформации также рассказал о планах Системного оператора по применению искусственного интеллекта во вспомогательных деловых процессах. Речь идет об использовании ИИ в части решения задач по интеллектуальной поддержке управления компанией, технической поддержки пользователей и создания рекомендательных систем.
"Применение искусственного интеллекта существенно сокращает сроки обработки данных и ускоряет выполнение вспомогательных бизнес-процессов компании. Сейчас мы проводим НИОКР по использованию технологии ИИ в распознавании диспетчерских переговоров. Это поможет быстро оценивать действия диспетчерских смен при возникновении аварийных ситуаций в энергосистеме и получать ценную информацию для установления их причин", - отметил Станислав Терентьев.
Источник:
http://www.so-ups.ru