Профессиональные справочные системы для специалистов
23.10.2024
Проект федбюджета на 2025-2027 гг. предусматривает финансирование проектов по энергетике в объеме 682 млрд рублей

     Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов (https://sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8). Планируется, что Госдума рассмотрит проект бюджета на заседании 24 октября.
     
     В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей (+11,6% к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета. Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн руб. в 2025-2027 годах соответственно.
     
     "Законопроект сформирован на основе бюджетного правила, предусмотренного при формировании проекта федерального бюджета на 2024-2026 годы, в соответствии с которым базовые нефтегазовые доходы определяются в зависимости от базовых цен на нефть (на уровне среднегодовой цены на нефть 60 долларов США за один баррель и ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года), базовых экспортных цен на газ природный (на уровне среднегодовой экспортной цены на газ природный 250 долларов США за тысячу метров кубических и ежегодной индексации на 2% начиная с 2027 года), базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина Аи-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5", - говорится в заключении Счетной палаты РФ на проект бюджета.
     
     Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета уменьшится с 31,3% в 2024 году до 22,6% в 2027 году, доля ненефтегазовых доходов федерального бюджета соответственно увеличится с 68,7% в 2024 году до 77,4% в 2027 году.
     
     В 2025-2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в 2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5% ВВП в 2027 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2024 года). Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2025-2027 годах будут выступать государственные внутренние заимствования РФ, при этом использование ФНБ на покрытие дефицита в 2025-2027 годах не планируется, отмечается в заключении Счетной палаты.
     
     На мероприятия нацпроектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета в течение 6 лет. По сравнению с действующими в 2019-2024 гг. нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в 2 раза. В бюджетной трехлетке на финансирование новых нацпроектов предусмотрено в 2025-2027 гг. 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей соответственно.
     

     При этом на проекты, связанные с энергетикой, планируется направить порядка 682 млрд рублей. В том числе, в 2025 году - 207,4 млрд рублей, в 2026 году - 240,6 млрд рублей, в 2027 году - 233,7 млрд рублей.
     
     Как указывается, Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Новые атомные и энергетические технологии" запланированы в 2025 году в объеме 28,7 млрд рублей, в 2026 году - 58,9 млрд рублей, в 2027 году - 57,7 млрд рублей.
     
     Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной программы "Развитие энергетики" запланированы в 2025 году в объеме 62641,6 млн рублей, в 2026 году - 57518,6 млн рублей и в 2027 году - 56343,2 млн рублей.
     
     Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" запланированы в 2025 году в объеме 88278,1 млн рублей, в 2026 году - 103958,5 млн рублей и в 2027 году - 104948,9 млн рублей.
     
     Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (в части Национального проекта "Новые атомные и энергетические технологии", Федерального проекта "Создание национального центра физики и математики", Федерального проекта "Чистая энергетика", Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2035 года") запланированы в 2025 году в объеме 27774,7 млн рублей, в 2026 году - 20176,7 млн рублей и в 2027 году - 14691 млн рублей.
     
     Комитет Государственной Думы по энергетике предлагает в рамках второго чтения законопроекта о федеральном бюджете на 2025-2027 годы рассмотреть возможность увеличения бюджетного финансирования на ряд проектов Госпрограммы "Развитие энергетики".
     
     Об этом председатель Комитета Николай Шульгинов сообщил в ходе обсуждения параметров Государственной программы № 30 "Развитие энергетики" на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, посвященном проекту федерального бюджета.
     
     В законопроекте не в полном объеме учтены предложения Минэнерго России по выделению средств на модернизацию объектов электроэнергетики Курильских островов, при том, что по этому вопросу было поручение Президента РФ. "Сахалинские власти не справятся с выполнением этого поручения без софинансирования из средств федерального бюджета. Хотел бы попросить ко второму чтению рассмотреть возможность внесения соответствующих поправок", - заявил Николай Шульгинов.
     

     Продолжая тему надежности электроэнергетики, он отметил значительное увеличение финансирования федерального проекта "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией". Если в 2024 году на это выделялось немного больше 3 млрд рублей, то на 2025 год запланировано больше 11 млрд рублей, а на 2026-27 годы 17,8 млрд рублей и 18,5 млрд рублей соответственно. Средства пойдут на повышение надежности электросетевого комплекса в интересах устойчивого обеспечения потребителей электроэнергией.
     
     "При этом по итогам аварийных ситуаций, возникших с энергообеспечением ряда регионов этим летом, стало очевидно, что в мероприятиях по повышению надежности электросетей нуждается еще более десятка территорий, кроме уже учтенных при выделении ассигнований. Просил бы по возможности учесть это при доработке документа", - сообщил председатель Комитета по энергетике.
     
     Также в Госпрограмме через федеральный проект "Чистый воздух" предоставляется субсидия ПАО "Россети" на обеспечение готовности электросетевого комплекса к переводу частных домовладений на электроотопление. Эта субсидия предусмотрена для Республики Бурятия и Республики Хакасия. Финансирование в Бурятии начинается с 2026 года, в Хакасии - ориентировочно только с 2028 года. "Так как я представляю в Государственной Думе Хакасию, считаю важным по согласованию с Минэнерго и Минприроды рассмотреть необходимость выделения бюджетных средств для Хакасии начиная с 2026 года по этому направлению", - обратился Николай Шульгинов к представителям министерств, участвовавшим в заседании Комитета по бюджету и налогам.
     
     Кроме того, в заключении комитета по энергетике ГД к проекту федбюджета допускается, что в случае утверждения проектов развития Московской энергосистемы и усиления связи между ОЭС Урала и Сибири потребуется дополнительное увеличение тарифов на передачу электроэнергии по ЕНЭС сверх индексации данного тарифа, предусмотренной проектом бюджета.
     
     Проект федбюджета включает подготовленный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития РФ на ближайшие 3 года (СЭР). Согласно этому документу, индексация тарифа на передачу электроэнергии по ЕНЭС может с июля 2025 года составить 11,5% к уровню на 1 сентября 2024 года. Этот показатель не учитывает надбавку "на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, на период до 2025 года включительно в размере по 2,5% ежегодно" до её (мощности - ред.) фактического значения, отмечается в СЭР. То есть фактически речь может идти о росте указанного тарифа на 14%.
     
     В 2026 году рост тарифов на передачу по ЕНЭС составит 8,5 %. В 2027 г. ожидается возврат к динамике роста регулируемых и конечных цен на электрическую энергию в пределах прогнозной инфляции на уровне 4% ежегодно.
     

     "Рост тарифов на передачу электроэнергии по ЕНЭС, учтённый в прогнозе СЭР на 2025 год и прогнозный период 2026 и 2027 годов, обеспечивает формирование источников финансирования для завершения ранее начатых проектов по государственным поручениям. Таких как БАМ-2, КПМИ, Комплексный план реализации инвестиционных проектов в промышленной и социальной сферах в Республике Тыва, Строительство ВЛ 500 кВ Приморская ГРЭС - Варяг", - отмечают в комитете по энергетике.
     
     Вместе с тем, подчеркивают там, "прогноз СЭР не обеспечивает финансирование новых проектов, таких как повышение надежности Московской энергосистемы на всем горизонте планирования и проект усиления электрических связей между ОЭС Сибири и ОЭС Урала в период 2025 и 2026 годов".
     
     "В случае принятия решения о реализации данных проектов потребуется дополнительное увеличение тарифов на передачу электроэнергии по ЕНЭС", - считают в комитете.
     
     
     По материалам:
     https://sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8www.bigpowernews.ru,
     https://sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8www.bigpowernews.ruhttp://komitet-energo.duma.gov.ru