Наблюдательный совет ассоциации "НП "Совет рынка" утвердил механизм одностороннего отказа от проектов модернизации со стороны генерирующих компаний, соответствующая правка принята на заседании 24 сентября. При отказе от проектов для генераторов сохранится штраф, но он снизится на 55-70% от первоначальной величины.
"Для того чтобы генератор мог в одностороннем порядке отказаться от поставки мощности по договорам КОММод, необходимо направить в Минэнерго России письмо, содержащее волеизъявление продавца на исключение данного генерирующего оборудования из перечня проектов модернизации, утвержденного Правительством Российской Федерации. Затем Минэнерго России направит сводное предложение на рассмотрение Правительственной комиссии по энергетике. Правительство Российской Федерации с учетом рекомендаций Правительственной комиссии может исключить данные объекты из перечня проектов модернизации", - сообщили в "Совете рынка".
Изначально по условиям программы модернизации за отказ от реализации проектов был предусмотрен штраф в размере 25% от стоимости поставки мощности в течение 48 месяцев. Согласно принятым правкам, "величина денежной суммы за отказ от поставки мощности данного генерирующего оборудования по договорам на модернизацию будет определяться с понижающим коэффициентом относительно величины, определяемой для прочего генерирующего оборудования".
"Для проектов с запуском до 2026 года размер штрафов снизится до 45% от первоначальной величины, после 2026 года - до 30%", - пояснили в ассоциации.
В регуляторе отметили, что правка в регламенты, касающаяся отказа от проектов КОММод, вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соответствующего постановления Правительства (сейчас, по данным regulation.gov.ru, оно находится на этапе оценки регулирующего воздействия).
В прошлом году сообщалось, что Минэнерго рассматривало обращения от энергокомпаний о потенциальном отказе от 17 уже отобранных проектов модернизации общей мощностью 2130 МВт. Бывший министр энергетики Николай Шульгинов отмечал, что "проблема непростая, нужно договариваться с потребителями". "Если отказываться, то, скорее всего, со штрафом 45-30% в зависимости от разных проектов. Потому что так нельзя, это жесткие правила", - говорил он.
Как говорил директор департамента Минэнерго Андрей Максимов, основные причины отказов - непоставки оборудования и рост его стоимости.
Программа модернизации тепловых мощностей была утверждена в 2019 году. По ее условиям в России до 2031 года должно быть модернизировано 40 ГВт энергомощностей за счет платежей оптовых потребителей энергии, что обеспечит инвесторам возврат средств с доходностью 14% годовых. Проекты модернизации предусматривают жесткие сроки ввода объектов со штрафами за их нарушение.
"Системный оператор" еще в 2022 году ожидал переносы сроков ввода проектов модернизации ТЭС на фоне проблем с оборудованием. Весной 2023 года "Системный оператор" оценивал в 12,3 ГВт общую мощность проектов модернизации, перенесенных в пределах одного года. Больше чем на год были отложены шесть проектов мощностью почти 2 ГВт.
В 2022 году ассоциация "Совет рынка" уже принимала ряд изменений в нормативные документы, направленные на поддержку компаний электроэнергетики, в их числе перенос ввода проектов без штрафов на год. Предполагалось, что эта мера будет временной.
По материалам:
http://www.interfax.ru, http://www.interfax.ruhttps://peretok.ru